Развивающие игры для дошкольников

Keelemängud lasteaiale

Развитие мелкой моторики рук

 

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

 

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

 

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Движения рук управляются несколькими механизмами: чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов; механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро; кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков; зрение и мышление позволяют ребёнку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.

 

Для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать занятия с пластилином, глиной, тестом. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.  Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, плетение нитей, косичек, завязывание шнурков и прочее.

 

Декоративное панно для развития мелкой моторики рук «Лесная поляна».

Панно представляет собой тканевую основу с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей.    В нём собрано всё необходимое: кнопки, шнурки, застежки, липучки, бусинки, молнии, крючки, пуговицы.

Оно сделано с расчетом, что на нем одновременно могут упражняться сразу 5-6 человек. С панно можно работать как индивидуально, так и коллективно.

 

Оно предполагает:

Плетение и перенаправление косичек – «дождинок» из тучек;

Направление и плетение лучиков солнца;

Перебирание бусинок на паутинке;

Откручивание пробок с жителями полянки для путешествия по ней;

Переплетение нитей;

Хождение по мостику и перебирание бусинок – «оградок»;

Одевание и раздевание (липучки) волшебного гномика;

Создание дома для волшебного гнома (шнуровка);

Одевание листвы на кустарники и деревья;

Пристёгивание и отстёгивание лепестков ромашки;

Появление и исчезновение цветов на поляне;

Шнуровка, пристегивание частей поляны для создания целостной картины и т.д.

 

Дидактическое пособие Панно «Солнышко»

Панно представляет собой тканевую основу с нашитым на неё солнышком. От солнышка «протянуты» лучики (шнурки). Данное панно поможет развить умение плести различные косички в три, четыре и более прядей. Его можно использовать для укрепления и развития мелкой моторики пальцев рук, для развития внимания, усидчивости, аккуратности; повышения чувствительности пальцев; для сенсомоторного развития, воспитания усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Работа с данным панно предполагает индивидуальный характер.

 

Дидактическое пособие Панно «Змейки»

Панно представляет собой тканевую основу с вшитыми крышечками, на которых закреплены шнурочки разных цветов – это змейки. Необходимо направить змейки в разные направления, изображая плавность (волнообразность) движения змеи в природе. Их можно пересекать, обвивать друг о друга, обворачивать вокруг крышечек, переплетать, раскатывать между ладоней, наматывать на палец, заворачивать в кольцо. Данная работа позволит развить и укрепить мелкую моторику пальцев рук, повысить концентрацию внимания, аккуратность, сформирует быстрые и точные движения пальцев рук. Заниматься с панно могут несколько человек одновременно. Работа со змейками яркая и интересная.

 

Дидактическая игра «Бусы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Материал: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис), ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины.

 

Дидактическая игра «Пальчиковый   сухой   бассейн»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материал: закрытая коробка, а внутри неё различные предметы (футляры от шоколадных яиц, катушки, нитки, пуговицы, шарики, кусочки меха, шишки, пластмассовые игрушки, кусочки ваты и т.п.)

Ход: Ребёнок просовывает руку в отверстие в коробке и на ощупь ищет какой-либо предмет, или описывает предмет, захваченный рукой. Ребёнок может просто перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы, стараясь описать их отличительные черты и свойства. Можно предложить ребёнку сравнить два объекта в коробке, или описать захваченный предмет, а другие ребята пусть попытаются по описанию отгадать, какой предмет загадан.

 

Дидактическая игра «Плетение»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук; обучение приёму переплетения нитей для успешного усвоения дальнейшей навыков плетения ковриков на круглой и прямоугольной раме; развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, аккуратности, точности и привитие бережного отношения к дидактическому пособию.

Материал: картонные рамы с продольными, вертикальными и диагональными полосками, тесьма.

Ход: Преподаватель показывает ребятам образцы тканей крупного переплетения нитей. Ребята под лупой или сами рассматривают ткань. Воспитатель рассказывает, о том для чего необходимо переплетать нити, и какими свойствами обладают ткани в зависимости от различного переплетения нитей. Показывая на образце, воспитатель уточняет тонкость в переплетении 2-ой нити. Далее ребёнок самостоятельно переплетает нити на различных рамках.

 

Дидактическая игра «Шнуровки»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; обучение способам переплетения и завязывания шнурков.

Материал: картонные листы с пробитыми в них дырками; шнурки.

Ход: Учитель уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки. Учитель показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил, он приступает к самостоятельной работе. Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии. В конце каждой линии ребенок должен завязывать шнурок.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

А. Е. Белая, В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.

Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.– 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.

Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48

Составлено по материалам статьи Серовой Е. Ю. http://umka.caduk.ru/p27aa1.html

 

             ВНИМАНИЕ

 

        ОБЪЯВЛЕНИЯ:

 

ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК 

Темы занятий, расписание,

дополнительный материал:

http://eestikeellasteaias.blogspot.com/

Контакт

Телефон в группе: +37256186799

Адрес: Estonia, Tallinn

счетчик посещений